Микола ВОРОНИЙ
ЗА УКРАЇНУ!
За Україну З огнем завзяття Рушаймо, браття, Всі вперед! Слушний час Кличе нас — Ну ж бо враз Сповнять святий наказ! За Україну, За її долю, За честь і волю, За народ! Ганебні пута Ми вже порвали І зруйнували Царський трон, З-під ярем І з тюрем, Де був гніт, Ми йдем на вільний світ! За Україну, За її долю, За честь і волю, За народ! |
О, Україно! О, рідна Ненько! Тобі вірненько Присягнем. Серця кров І любов — Все тобі Віддати в боротьбі! За Україну, За її долю, За честь і волю, За народ!
Вперед же, браття! Наш прапор має, І сонце сяє Нам в очах! Дружний тиск, Зброї блиск, В серці гнів І з ним свобідний спів: За Україну, За її долю, За честь і волю, За народ! |
ВОРОНОЙ Николай Кондратович (1871-1938) Поэт, театровед, режисер, актер, педагог; переводчик, литературный критик
Микола Вороной (псевдонимы и криптоними - Арлекин, Вещий Олег, Нота, Кондратович, Микольчик, М. В., К-ич М., М-у-ко и др.) родился на Екатеринославщине (ныне Днепропетровщина) в семье ремесленника. Его отец - К. П. Вороной походил из крепостных. Его прадед – Яков Вороной – чумак. Мать - О.Д. Колачинская - из рода просветителя XVII-XVIII ст., ректора Киевской академии П. Колачинского. Учился М. Вороной в Харьковском реальном училище, позднее - в Ростовском реальном училище, откуда был исключен за связи с народниками, чтение и распространение запрещенной литературы. Три года находился под надзором полиции с запретом вступать в высшие учебные заведения России. Продолжал обучение в Венском и Львовском университетах (философский факультет). В Львове сблизился с И. Франко, который оказал большое влияние на формирование его мировоззрения, литературно-эстетических взглядов. Работал библиотекарем и корректором Научного общества имени Шевченко, режиссером украинского театра общества «Русская беседа», в редакции журнала «Житте и слово», где вел рубрику «Вести из России». Помогал И. Франко в издании газеты «Общественный голос» и «Радикал», некоторое время был неофициальным редактором журнала «Зоря». С 1897 г. - актер трупп М. Кропивницкого, П. Саксаганського, О. Васильева и др., в 1901 г. оставил сцену и служил в учреждениях Екатеринодара, Харькова, Одессы, Чернигова. В 1910 г. поселился в Киеве, работал в театре М. Садовского, преподавал в театральной школе. Октябрский переворот М. Вороной не воспринял и в 1920 г. эмигрировал за границу. Жил в Варшаве, где сблизился с польскими писателями Ю. Тувимом и А. Стаффом, вскоре переехал во Львов. Преподавал в украинской драматической школе при Музыкальном институте им. М. Лысенко, некоторое время был директором этой школы. По возвращении в Украину (1926) вел педагогическую и театроведческую деятельность. Первые поэтические произведения написал, учась еще в Харьковском реальном училище. Печататься начал в 1893 г. (стих «Не сокрушайся, девушка»).
Публиковался в периодических изданиях «Зоря», «Литературно-научный вестник», «Засев», «Звон», «Сияние», «Совет», в антологиях, сборниках, декламаторах начала XX ст.: «Аккорды», «Украинская муза», в альманахах «Складка», «За красотой», «Дубовая листва», «На вечную память Котляревскому», «Костер» и др. В 1901 р. в «Литературно-научном вестнике» опубликовал открытое письмо программного характера, где призвал писателей к участию в альманахе, «который содержанием и формой мог бы хотя немного приблизиться к новым течениям и направлениям современной литературы». В выданном им альманахе «Из-за туч и долин» (Одесса, 1903) рядом с модерными поэзиями были представлены произведения поэтов, которые остро выступали против декаданса, «чистого искусства» и других течений в литературе и искусстве, - И. Франко, П. Грабовского, Леси Украинки, М. Старицкого, В. Самойленко и др. Первый сборник М. Вороного «Лирические поэзии» вышел в 1911 г. в Киеве. Стихи его были с музыкальностю, свежестю образов. В следующем сборнике «В сиянии мечтаний» (1913) у М. Вороного есть определенная естетизация, самолюбование лирического героя.
Творчество М.Вороного – разрыв с народнической традицией, ему присуще разнообразие метричных форм и строфических построений. Тяготение к модернизму не препятствовало поэту писать произведения, пронизанные искренней любовью к народу, уважением к его лучшим сынам («Край мой родной», «Горами, горами», «Призрак», стихи, посвященные Т. Шевченку, И. Франку, М. Лысенко). Вместе с тем у него есть поэзии, с критикой национальной ограниченности, псевдопатриотизма («Мертвецы», «Молодой патриот», «Старым патриотам»). М. Вороному принадлежит ряд искусствоведческих («Кистью и пером») и театроведческих работ («Театральное искусство и украинский театр», 1912; «Театр и драма», 1913, в которой выступает приверженцем системы Станиславского; «Михаил Щепкин», 1913; «Украинский театр в Киеве», 1914; «Режиссер», 1925; «Драматическая примадонна», 1924 - о сценическом творчестве известной актрисы Л. Линицкой). М. Вороной - автор ряда литературоведческих статей, театральных рецензий. В его наследстве значительное место занимают переводы.
Николай Кондратович Вороной был репрессирован в 1934 г. Расстрелян 7 июня 1938 г. Архив его произведений сохраняется в Институте литературы имени Т. Г. Шевченко НАН Украины.
Литература: Украинское слово: Хрестоматия украинской литературы и литературной критики XX ст.: В 4 кн. / Упоряд. В. Яременко. — К.: Аконит, 2001; История украинской литературы XX столетие: В 2 кн.: Учебник / За ред. В. Т. Дончика. - К.: Лыбедь, 1998.